«Историю в этих краях берегут»



























ЭКСПЕДИЦИЯ ТВ2 ВО ВЛАДИМИРСКУЮ ОБЛАСТЬ
Владимир старше Москвы на 157 лет. Город на реке Клязьме в 990 году основал князь Владимир Святославович. Двумя годами ранее он обратил Русь в православие и с тех пор назывался Владимир Креститель. В 1157 году князь Андрей Боголюбский сделал Владимир столицей Северо-Восточной Руси. «Да будет град сей Великое княжение и глава всем» — с такими словами въехал Андрей Боголюбский в город. При Орде владимирские князья получили ярлык на Великое Владимирское княжение, став номинальной столицей Руси. А в 1299 году сюда переехал митрополит, и на шесть лет город стал столицей русского православия.
Постепенно первенство перешло к Москве, изначально бывшей одним из уделов Владимирской земли. Но Владимир долгое время сохранял высокий статус. Раньше Центральная Россия была перенаселена, и люди разъезжались отсюда по всей стране. В Махачкале стоит памятник «Русской учительнице» — благодарность русским специалистам, работавшим в Дагестане. Многие из этих людей были выходцами из Владимирской земли. Сегодня во Владимире живет 350 тысяч человек. В стоящих рядом Суздале и Мстере — меньше десяти тысяч. Сложно представить, что когда-то эти города были культурным и экономическим центром русских земель.
Когда-то на Руси жило огромное количество народу, и каждый молился своим богам, — рассказывает гид Денис возле памятника Владимиру Крестителю студентам Гильдии межэтнической журналистики. — Князь Владимир тогда решил избрать новую религию. Сначала склонялся к исламу, и не только из-за своего многоженства. Были и экономические причины — до сих пор археологи находят в этих местах монеты из Самарканда, Бухары и Ташкента. Значит, вела земля Владимирская торговлю с землями мусульманскими. Но все-таки выбрал Владимир византийское православие и прошелся с крестом от Черного моря до Балтийского.
Историческая часть Владимира с невысокими домиками и узкими улочками напоминает Томск. Только если в Томске на каждом шагу университеты, то здесь — огромные белокаменные храмы. Гид Денис выглядит под стать городу: высокий и рыжебородый, он похож на древнерусского купца или былинного богатыря.
В 1154 году Андрей Боголюбский посадил своего отца на княжение в Киеве. В Киеве хранилась икона, по преданию написанная самим Лукой Евангелистом. Князь Андрей забрал ее и уехал из Киева на север в поисках столицы. Говорят, недалеко от Владимира кони князя встали, а Андрею явилась дева Мария и сказала: «Здесь твори себе столицу, ибо место сие богом любимо». В 1158 году, через три года, на том месте заложили Успенский собор.
Успенский собор строили из известняка, остатков древнего океана. По ломбардской кладке камня исследователи определили, что строили его итальянские мастера. Но формы, объемы и нагрузки, по словам Дениса, русские. В Италии климат позволяет строить столетиями, но в России стены храма нужно было свести за один сезон. В Успенском соборе работу завершили за срок с мая по сентябрь.
Давайте разберемся, кем по происхождению был строитель храма Андрей Боголюбский. Многие считают, что его бабушкой была английская принцеса Гита Уэссекская. Мать Андрея — половецкая княжна. Родился князь в Суздале, и кем он был до 35 лет — толком неизвестно. В русскую историю он как ураган влетает в 1146 году. Начинает битвы впереди дружин и побеждает. Старается прекратить войну там, где это возможно. Были у Андрея Боголюбского не только победы: из Рязани, например, князю пришлось бежать в одном сапоге. Возле построенного им Успенского собора больше 30 могил, 28 из похороненых церковь причислила к святым. Среди них лежит и Андрей Боголюбский.
Дмитриевский собор моложе Успенского на 15 лет. Построили его при Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея Боголюбского. Стены храма украшены странной на первый взгляд резьбой. Во всему периметру здания изображены грифоны, кентавры и другие мифические существа. Самый частый персонаж резьбы — лев. Значение необычной символики объяснил Денис.
Видите, на стене изображен полулев-получеловек? Недалеко от него — существо с человеческим торсом, крупом с крыльями и драконьим хвостом. Академик РАН, доктор исторических наук Борис Рыбаков полагал, что здесь изображен весь пантеон языческой Руси, но не все с ним согласны. А львы на резьбе — символ Иерусалима и иудейского царя Давида. С ним сопоставлял себя Всеволод Большое Гнездо.
На южном фасаде храма, по словам Дениса, вылеплен древнерусский борцовский прием. Действительно, можно разглядеть двух мужчин в схватке. Они держат друг друга за пояса и пытаются захватить ноги для броска. На этой же стороне есть нестандартная для православного храма композиция — «Вознесение Александра Македонского на небеса».
Зашел Александр в пещеру, где спали грифоны, и поставил им ведро с вином. Дикие животные напились и крепко уснули. Пока они спали, царь запряг их в свою колесницу. Дразня грифонов мясом молодых львов, Александр заставил их взлететь и пронести себя над миром. Борис Рыбаков видел в композиции завуалированное изображение славянского бога плодородия Даждьбога.
Одно из знаменитых ремесел Владимира — лоскутное шитье. Из сшитых внахлест кусочков ткани владимирские мастерицы создавали целые картины. К ткани относились бережно, в ход шли только старые вещи и обрезки ткани. Из лоскутков сшивали половички, подушки, занавески, свадебные одеяла и даже детскую одежду. В конце XX века мода на народную одежду вернулась, забытое ремесло возродили и начали развивать. Шьют теперь на машинках, и занимаются этим профессиональные художники.
Главная и самая заметная достопримечательность Владимира — Золотые ворота. Обычно туристы останавливаются возле них на въезде. Но мы, проспав дорогу до города, осматриваем памятник по пути в Суздаль.
Золотые ворота стоят на этом месте с двенадцатого века, построил их Андрей Боголюбский, — ведет Денис экскурсию. — Есть про эти ворота забавная история. Когда Екатерина Вторая по пути из Казани заехала во Владимир, ее карета застряла в арке Золотых ворот. Владимирского генерал-губернатора тогда чуть удар не хватил, и ворота сразу решено было расширить. Так исчезла часть памятника — валы.
В наших краях был интересный обычай сватовства, — рассказывает Денис по дороге. — На девицах из своего села никогда не женились, ходили за невестами к соседям. Сначала находили местного авторитета: пожилого мужчину, все про всех знающего и ответ за слова держащего. У него спрашивали про приглянувшуюся девицу. Если старик отвечал «Сам я не пробовал, а ребята хвалили», жених разворачивался и уезжал. Если ответ был другой, устраивали смотрины. Первым делом смотрели на руки — искали в первую очередь хорошую работницу в дом.
В 1967 году Суздаль решено было сделать городом-музеем. План удался, на современный город он совсем не похож. Большинство суздальских домов — деревянные двухэтажки с резными наличниками окон. Высоток здесь не стоят совсем, хранят архитектурный облик старого города. На выложенных камнем улицах редко попадаются машины, зато можно встретить запряженную лошадьми карету.
Почти все население города, а это десять тысяч человек, кормится за счет туристов. Местное производство тоже ориентируется на гостей города. Суздальская швейная фабрика, цех производства сувениров из бересты, завод глиняных и керамических изделий поставляют товар для музеев и ярмарок города. В 2000-е годы эти предприятия объединили в один цех с говорящим названием — «Цех сувениров города Суздаль».

Город знаменит не только своим возрастом в тысячу лет. В Суздале и его окрестностях сняты фильмы «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Братья Карамазовы» и еще около 60 картин. За сохранение культурного наследия и развитие туризма Суздаль в 1974 году получил «Знак Почета». С 2002 года здесь проходит главный российский фестиваль мультфильмов, а во вторую субботу каждого июля горожане отмечают Праздник огурца. На десять тысяч жителей Суздаля приходится 60 храмов и за один день их не обойти.

В Усадьбе Марьи Искусницы гостей из разных городов учат здороваться и веселиться по-суздальски: водить хороводы, танцевать под балалайку, лепить свистульки из глины и вышивать на ткани. Подворье небольшое, но каждый нашел для себя что-то интересное. Меня привлек резчик по дереву. Оказалось, это известный мастер резьбы одним резцом Игорь Фролов.
Резьба привлекала меня с самого детства, — рассказывает мастер. — Учиться начал в 15 лет, а сейчас вырезаю уже 38-ой год. Мне всегда нравились японские скульптуры нэцке, простые и глубокие. В этом стиле я начал воплощать русские образы и постепенно пришел к максимальной простоте — технике одного резца. Даже пособие по ней написал.
У Игоря Фролова около 30 персонажей для фигурок. Все они связаны с русской народной культурой, переосмысленной художником. Чаще всех встречается старик Тихон. Деревянный дедушка держит палец у губ — показывает, что в семье должны царить тишина и спокойствие.
Персонажи русских сказок удивительно хорошо прижились вне России. Везде ведь есть свой домовой — и в Финляндии, и в Германии, и во Франции. Выставка моя почти весь мир объехала, всюду Тихона любят и покупают. Только в Америке он почему-то непопулярен.
На разных персонажей уходит разное количество времени. За день можно сделать три-четыре фигурки, а можно месяц вырезать одну деревянную скульптуру. Фигурку Тихона Игорь Фролов вырезает чаще других и справляется с такой работой быстрее. Тихона быстро скупают, а это важно — большого богатства резьба мастеру не приносит. Но вырезает он в первую очередь для души. Поэтому уже 38 лет готов отдавать любимому делу и по 10, и по 12 часов в сутки.
Мстера — мастерская Владимирской области. Живут в Мстере чуть больше четырех тысяч человек, на статус города поселок не претендует. Людей тут на улицах почти нет — редкий турист доезжает до Мстеры.
Слово «мстера» похоже на слово «мастера», — рассказывает экскурсовод Мстерского художественного музея. — Но нзвание поселка произошло от древнерусского слова «мстар», означающего «черная река». Вокруг реки Мстерки раньше росли густые леса, создавали густую тень и вода казалась темной, черной. Отсюда и название поселка.
Местное население земледелием не занималось никогда — почвы неподходящие, песчаные. Зато в Мстере всегда процветали торговля и ремесла, особенно иконопись. Иконопись появилась здесь благодаря князьям Ромодановским, которые привезли первых мастеров из Москвы для росписи родовых храмов.
Художники переняли все иконописные приемы и соединили их с народным творчеством. Получился очень самобытный стиль росписи лаковых шкатулок: яркий, пейзажный, детализированный. Он так и называется — «мстерская миниатюра»
Шкатулки расписывали темперными красками из яично-желтковой эмульсии. Рисунок калькировали на крышку изделия, наносили композицию и приступали к длительной росписи. После приводили цвет к единству, покрывали уже разрисованную шкатулку шестью слоями прозрачного лака и сушили в печи.
Мстера известна и художественной вышивкой. При монастыре Иоанна Милостивого монахини вышивали золотыми и серебряными нитями по бархату, обычно церковную утварь. Вышивали дома и обычные мстерянки. Девочек с пяти лет учили вышивать на полотенцах, скатертях и тряпицах. Из тканей с вышивкой копилось приданое, на которое первым делом смотрел жених.
Родом из Мстеры художница-самоучка по вышивке Татьяна Шульпина. С детства Татьяна наблюдала за творчеством: отец писал иконы, мать вышивала. Уже в 14 лет Татьяна работала вышивальщицей в артели им. Крупской. Позже она начала создавать художественные панно и вышила более 500 картин.
Татьяна Шульпина была непрофессиональной художницей, но вкладывала смысл в каждый элемент картин. Вот тут угадывается Кремль с золотыми звездами, в центре— Красная площадь, Владимир Ленин и парад. А колоски со стрелочками на самом верху панно символизируют покоряющие космос ракеты.
Среди работ есть вышивка, посвященная первой женщине-космонавту. С Валентиной Терешковой художница общалась лично, вдохновилась и вышила панно «От лучины да космоса». Есть вышивки на тему русских и европейских сказок, есть традиционные для мстерской вышивки узоры. Нет только христианской тематики — неактуальна была в советское время.
В Мстере есть два действующих монастыря, мужской и женский. В монастыри туристов тоже пускают, даже разрешают снимать. Мужской Богоявленский монастырь появился здесь в начале XVII века благодаря князьям Ромодановским. В 1923 году советская власть превратила здание в музей церковной старины. С монастырской колокольни сняли все купола, а кладбище рядом закрыли. Здание снова стало монастырем в 1999 году.
Женский монастырь Иоанна Милостивого построили в то же время, что и мужской. Изначально это была деревянная церковь, каменный храм на ее месте появился в 1809 году. А в 30-е годы следующего века монастырь превратили в клуб имени Первого Мая. Стенную роспись закрасили, на алтаре построили сцену, а часовня стала лавкой по продаже керосина. Только в 2005 году монастырь вернул прежний статус.
Недалеко от Мстерского художественного музея, напротив женского монастыря, стоит бетонный Ленин. По словам одного из журналистов, мы застали исторический момент — памятник моют.
— Занятно, что памятник так близко к монастырю, — говорю я. — Убрать Ленина не предлагали?

— Сносить не строить, — ответила мне одна из местных журналисток. — Недовольные есть, конечно, и снести предлагали. Но историю в этих краях ценят и берегут.
Экспедиция во Владимирскую область и конференция в Москве для лучших студентов Школы межэтнической журналистики прошли благодаря Гильдии межэтнической журналистики