Спецпроект ТВ2
Телеуты: между Богом и духами...
Телеуты — один из древнейших народов Сибири. Первое упоминание о них — 201 год до нашей эры. Телеуты дольше всех из коренных малочисленных народов Сибири сопротивлялись ассимиляции...
Это жертвоприношение всевышним нашим Богам. Чтобы на нашей земле был порядок, спокойствие и удача. Мы этого барашка в жертву принесли еще прошлой весной. Вкусный был барашек...
Для тех кто предпочитает смотреть и слушать — видео версия экспедиции ТВ2 к телеутам.
Деревня Беково. Кемеровская область. Музей телеутской культуры. Вещи подлинные, демонстрация традиций — игра. Эти традиции директор, телеут, еще помнит — сам родился в избе, сплетенной из прутьев. Но на дворе 21 век. И животных в жертву уже никто не приносит.
Эзендер, отырғар... Здравствуйте, садитесь...
Школа в деревне Беково — единственная в России, где изучают телеутский язык. Один-два часа в неделю. Со второго по седьмой класс. Пока здесь есть кому преподавать. Марина Тарасова, в девичестве Якучакова, заканчивала шорское отделение в Новокузнецком пединституте. Сейчас отделение уже закрыли. В их группе было 12 человек, десять изучали шорский язык, двое — телеутский. Шорцы и телеуты — тюркоязычные народы, проживающие на территории Кемеровской области. Еще век назад они жили обособленно, сейчас активно ассимилируются.
В 4 А классе только шестеро ребятишек — телеуты. Остальные помесь: русский с немкой, телеуты с узбеками, габардинкой, шорцами... Но изучают телеутский язык все. Он у нас обязательный.
В августе Владимир Путин поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору обеспечить добровольное изучение региональных и национальных языков и прохождение программ по русскому языку в надлежащем объеме. До этого национальные языки были в обязательной школьной программе. С сентября этого года в некоторых национальных республиках (Коми, Якутии, Татарстане) уже начали согласовывать с родителями этот пункт в учебной программе. До Беково новшества пока не дошли.

— У нас английский язык в школе по программе чаще чем телеутский, два раза в неделю. Но я лучше знаю телеутский, потому что разговариваю на нем с папой, мамой и родственниками. Родители нас с братом не заставляют на телеутском говорить, мы сами добровольно, — рассказывает ученик 4 А класса Павел Мажин.

Для близнецев Михаила и Павла Мажина телеутский язык пока еще родной. И в отличие от родителей и дедов они даже умеют на нем читать и писать. В советские времена телеутский в школе не преподавали. И письменный язык почти никто не знал. Недавно в школе провели курс телеутского для взрослых. Было пять человек. Но теперь курсы планируют повторить, сарафанное радио информацию по деревне разнесло и желающих стало больше.

— Мы задались целью научить взрослых чтению. А то газету начали выпускать на телеутском, а многие телеуты прочесть ее не могут. Разговаривать могут, а грамматику, как правильно писать — не знают. Да и словарный запас им нужно пополнить, — говорит учитель телеутского языка Марина Тарасова (Якучакова).

Курсы для взрослых, выпуск вкладыша на телеутском языке в газету «Сельские зори», издание телеутских скороговорок на родном языке — все это для учителя Марины Тарасовой — общественная работа. Но она с гордостью сообщает, что из ста экземпляров скороговорок осталось только два. Для нее это и есть результат.
Jан jастыққа jақшы jадаға... На большой подушке хорошо лежать...(скороговорка)
В телеутском алфавите, основанном на кириллице: 33 буквы — русских и 6 — телеутских. В отличии от шорского алфавита: на одну букву больше.
По-шорски:

здравствуй — эзеноқ
нож — пычақ
хлеб — қалаш
вода — суу
русский — қазақ
муравей — қымысқаш
бабочка — қонақ
оса — оос
лягушка — пага
ящерица — келескен
змея — чылан
По-телеутски:

здравствуй - эзен, эзендер, jакшылар
нож - пычак
хлеб - калаш
вода - суу
русский - орус, қазақ
муравей - кÿзÿрÿм
бабочка - кöбöлöк
оса - сары аару (желтая пчела)
лягушка - пака
ящерица - келески
змея - jылан

Букварь телеутского языка был выпущен в 2004 году. В 2005 году выпущен «Телеутский язык в картинках». Выпускались они при содействии Ассоциации коренных малочисленных народов. С тех пор не переиздавались. В 2007 году была выпущена хрестоматия для чтения на телеутском языке «Тууган сöс – Родное слово», а в 2008 – «Телеңет тили – Телеутский язык».
Наш народ кочевой образ жизни вел и только, наверно, в 16 веке стал оседло жить. До этого, мы как казахи, бешбармак делали. А вареники-пельмени только потом начали делать. Теперь это наше национальное блюдо.
Вареники по-телеутски. Сами телеуты чаще всего называют их пельмени. Начинка: картошка с салом. На стол накрывают две родные сестры. Одна была замужем за шорцем.

— Я в шорском одно слово пойму, а три нет, — рассказывает Ольга Куспекова. — А вот, когда на базар езжу, а там казашки и кыргызки стоят, и если мне поторговаться надо, я начинаю на телеутском с ними разговаривать. И они меня понимают, сбавляют цену и говорят: О, бабушка, молодец.
Название народа «телеут» впервые зафиксировано в 201 году до нашей эры в китайских источниках. Это один самых древнейших народов Сибири. Как считают лингвисты, «теле» — это тот самый этноним, который зафиксирован более двух тысяч лет назад. И «ут» — монгольский суффикс, обозначающий множественное число.

Телеуты — тюркоязычный народ, состоящий из множества родов. Но, по мнению ученых, в составе телеутов есть и те, кто скорее всего были самодийцами или енисейцами по языку: есть что-то от ненцев, энцев, нганасанов, селькупов и кетов.

Когда русские казачьи отряды в 17 веке оказались за Уралом и достаточно быстро прошли Сибирское ханство, одолели Кучума, дальше на несколько десятилетий они застряли в основном из-за сопротивления телеутов. Телеуты дольше других сибирских народов сохраняли свою самобытность. Этнограф Дмитрий Функ — доктор исторических наук, заведующий кафедрой этнологиии МГУ, в 1982 году оказавшись впервые в телеутской деревне, отмечал, что «бегали маленькие ребятишки и никто не разговаривал по-русски, телеутский был для них родным языком и был живым на сто процентов».

В 18 веке телеутов, в основе верования которых лежал шаманизм, начали обращать в православие. Но многие до сих пор продолжают верить в духов.
Суббота. Церковь в деревне Беково. Батюшка отказывается от интервью, но разрешает прийти на службу. Подходим к церкви заранее, в надежде поговорить с прихожанами о том, как прижилось православие у народа, тысячелетиями верившего в шаманов и обереговых кукол. Но никого нет. Наконец к церкви подходит женщина с ребенком. Непривычно видеть азиатские лица, осеняющие себя крестом. Позже мы уточнили — это телеутская семья, служащая при церкви.

Служба начинается в пустом зале. Позже, опоздав на 15 минут в церковь все-таки приходит одна русская женщина. Интересно, а сколько человек запишется на прием к шаману… Накануне по деревне развесили объявление: «После 20 ноября 2017 г. в селе Беково будет принимать Кам (Шаман) из Бурятии. Предварительная запись. Оплата услуги по усмотрению клиента».
В самом Беково своих шаманов нет. Есть «шаман» только при музее. Сын телеута —Владимир Челухоев. Его отец в советские времена долгое время был председателем сельсовета. Но как-то потом заболел и, насмотревшись в больнице «чернухи» по телевизору, дал себе слово — сделать что-нибудь хорошее для воспитания подрастающего поколения. Первыми экспонатами в музее стали вещи из родительского дома. С тех пор прошло 17 лет. Отец и сын наряжаются в телеутские одежды. Сын берет в руки бубен.

— Чем шире пояс, тем старше, тем знатнее считался человек. Вот он молодой у него пояс поуже. Мы, действительно, на сегодняшний день только показываем игру. Как в старину это было. Но вообще-то в нашем роду были шаманы, — рассказывает директор историко-этнографического музея «Чолкой» Владимир Ильич Челухоев.

— У нас летом был случай, в Гурьевске в одном доме висит бубен и все его боялись трогать, а там в это время работала женщина – ученая из Кемерово. И вот висит бубен, его развернуть нужно, чтобы посмотреть что на оборотной стороне. И я единственный — кто посмел к этому бубну притронутся. Он у них всю жизнь висит на одном месте и они его не трогали. А мне сказали: тебе можно, ты из рода шаманов. Ну а здесь в музее я камлаю со своим бубном, который специально для театрализованных представлений предназначен.

Тут же музейный шаман рассказывает «настоящий жизненный случай». В начале Сочинской олимпиады, в Беково приехала съемочная группа из Москвы, попросили покамлать, а то не складывается у наших олимпийцев первое место в медальном зачете. Покамлали — и российские олимпийцы стали выигрывать. После этой истории к бековским «шаманам» повалил народ.
Приходят люди со своими горестями, болезнями, или за своих близких людей попросить. Я им объясняю: мы же просто играем, мы артисты, мы просто показываем как это было. Люди не верят, говорят, нет вы настоящие шаманы, просто не хотите нам помочь.
А мы случайно повстречались, мой самый главный человек...
В плательном шкафу Надежды Дмитриевны Тыдыковой хранится много национальной одежды: ее свадебное платье, пальто, накидка: на осень, на зиму... Вот только новое телеутское платье сшить — ни себе, ни дочери — Надежде Дмитриевне не довелось. Сын и дочь выходили за русских, по русским традициям. Так что телеутский воротник, с вкладышем из бересты и телеутские пуговицы, предназначенные для свадебного платья дочери, так и остались лежать в шкафу.
jелең — женское платье
тöй кунек — свадебное платье

қур — пояс
топчи — пуговицы
Ушла в прошлое и другая телеутская традиция: воровать невест. Все сестры, а их у Надежды было шесть, как и она, были украдены своими будущими мужьями.

— Мы вместе ехали в автобусе, он из другой деревни. Посмотрели друг на друга и разошлись по домам. А вечером, когда я пришла в клуб, он уже с родственниками там был. И все на меня поглядывает, влюбился наверное за один день, — рассказывает Надежда Дмитриевна Тыдыкова. — Я сразу поняла, когда они ко мне подошли, что меня своровать хотят. Говорю: не хочу. И тогда они меня силой захватили и потащили: он и родственница его. И так меня до их дома дотащили. А там уже стол накрыт. И потом мне уже стыдно стало отказываться. Не знаю даже почему. И вот так вот я вышла замуж. Но вообще если ты против, можно и отказаться, тогда тебя увозят обратно. Всех моих сестер воровали по много раз, иногда они откзывались. А я вот так сразу осталась. И вместе мы с мужем прожили 39 лет. Раньше я всегда сестрам в шутку пела песню: «А мы случайно повстречались, мой самый главный человек...Представить страшно мне теперь, что я не ту открыл бы дверь, другой бы улицей прошел, тебя не встретил, не нашел...» Теперь я одна, мой муж два года как умер.
— Нитки для узора нужно натягивать четное число. И потом тупым ножом вот так подбивать, чтобы тугим плотно получилось. Длиной телеутский пояс может быть разным. Как-то мне заказали пояс в подарок для нашего батюшки, он был короткий, на один оборот, а национальные у нас на два оборота: по 2 — 2, 80 метра. Заказывают сейчас часто. Была бабушка одна в деревне у нас, так она восемь поясов у меня купила: дочерям, внучатам, сватье — всем она купила.

Телеутка Мария Мажина на данный момент безработная. Живет в соседней с Беково деревне Шанда. Сидит с внучкой и ткет телеутские пояса. До нее в Шанде ткала пояса Анна Кириллова. Но она уже старенькая и руки не слушаются. Ткачество же требует не только усидчивости, но и четкости движений. Сейчас в Шанде уже двое женщин ткут телеутские пояса. Появился спрос. Шанда тоже телеутская деревня, основанная по некоторым данным еще в 1560 году. В последние годы сюда начали возвращаться те, кто здесь вырос. Людей манит не только родное место, но и национальная идея.
Экспедиции ТВ2 к коренным малочисленным народам Севера и Сибири.
ТАДАР-КИЖИ или шорский человек