Часть вторая
Женщинам вход запрещен
Как я оделась по всем мусульманским правилам и впервые отправилась в мечеть. Даже в две... Для сравнения.


Я татарка, и как говорили родители, ислам моя религия по факту рождения. Но я ни разу не была в мечети, не совершала намаз и не ходила по улице покрытой.

В одну из пятниц я сменила короткое мини на платье в пол, надела на голову платок и отправилась в Белую мечеть. В самом смелом наряде я не имела такого успеха. В маршрутке ко мне не подсаживались и смотрели с опаской, промоутеры с рекламными листовками пробегали мимо, а один прохожий хотел что-то спросить, но вдруг передумал...

В Томске два мусульманских храма: Белая и Красная соборные мечети. В чем их различие? Понятно, по цвету: одна белая, другая — красная. Но считается, что главное различие – в этническом составе. В Белую ходят преимущественно татары, а в Красную — остальные мусульмане.

Намаз — обязательная молитва у мусульман, совершается ежедневно пять раз. Время намаза я посмотрела на сайте time-namaz.ru. Знала, что предстоящая обеденная молитва называется Зухр, что в мечеть необходимо заходить чистой, сторониться мужчин и не привлекать к себе внимание. Но вообще-то я сомневалась в том, пустят ли меня в мечеть в принципе.
Белая мечеть находится в Заисточье. Рядом Татарская слобода. Преимущественно частная или малоэтажная застройка, на некоторых домах потертые арабские буквы на табличках, что-то вроде молитвы, в традиционной резьбе — попадаются восточные мотивы.

Войдя на территорию Белой мечети, поняла, что пришла вовремя. Много людей, во дворе развернулась торговля мусульманскими товарами и халяльным мясом. Засмотрелась на платки и четки, девочка же... и чуть не забыла куда пришла.
По лестнице с внешней стороны храма поднимались мужчины и я пошла следом. Пройдя четыре ступеньки, поняла, что иду одна среди мужчин и поспешно спустилась вниз. Лестница вела в «мужской зал», а дверь в «женский зал» находилась в стороне.
Прежде чем зайти в женский зал, я оказалась в коридоре, где нужно было разуться и снять верхнюю одежду. Просторная комната, застеленная коврами. Большой телевизор. Как оказалось, муллы в женском зале нет, и на экране транслируется происходящее в мужском зале: молитва и проповедь.

Возраст женщин от 40 до 70 лет. Из разговоров поняла, что после намаза желающие остаются на занятия: где читают Коран и обучаются арабскому языку. Преподает Румия апа, она же является старейшиной.

Перед началом молитвы, я подошла к самой молодой, на мой взгляд, женщине и сказала, что я в мечети впервые. У женщины два имени: Ольга — имя, которое дали родители при рождении и Фатима — его она получила после того, как приняла ислам. Мусульманкой Ольга-Фатима стала по собственной воле, после того как вышла замуж за татарина. В тот день его на молитве не было — работа.

— Вообще-то, женщинам лучше не ходить в мечеть на пятничную молитву, а совершать намаз дома. Но если и женщины перестанут к нам ходить, то в мечети вообще никого не будет, — пошутила Ольга.
Просторная комната, застеленная коврами. Большой телевизор. Как оказалось, муллы в женском зале нет, и на экране транслируется происходящее в мужском зале: молитва и проповедь.
На намазе Ольга посоветовала просто посидеть в уголочке и попытаться что-то повторить. Я решила, что буду пробовать кланяться в нужный момент и произносить те редкие слова молитвы, которые понимаю. Татарский, а тем более арабский языки я не знаю.

Имам прочитал проповедь на татарском, затем на русском. Призывал всех помогать друг другу, бережно относиться к имуществу мечети и не забывать о пожертвованиях.

«Девятьсот пятьдесят рублей собрано. Нужно еще хотя бы пятьдесят...» — подвела итог какая-то бабушка. В общей сложности за один намаз с женского зала набралось не больше тысячи рублей.

Решила остаться на обучающее занятие. Румия апа рассказала, что существует четыре «мазхаба» — способа трактования ислама. Здешние мусульмане относятся к ханафитскому мазхабу. Я так поняла, что это направление, где меньше всего запретов. Например, в данном мазхабе можно иметь дома собаку, в других — не разрешено. Зашла речь и о положении женщин в исламе. Румия сказала, что нельзя себя давать в обиду, а звание мусульманки нужно нести гордо. И напомнила, что в одной из самый религиозных стран — Бангладеш, премьер-министр женщина.
Знаете почему когда женщина рождается жертвуют одного барашка, а когда мужчина двух? Потому что изначально на женщине грехов меньше.
До конца занятия я не осталась. На вопрос: «А чем Белая мечеть отличается от Красной?» — женщины ответили, да ничем.

Почувствовать разницу или признать ее отсутствие — я отправилась в следующую пятницу. Красная мечеть находится недалеко от Белой. Минут пятнадцать неспешной ходьбы.
И опять я промахнулась с входом. Два десятка мужчин посмотрели на меня с возмущением, еще минута и адского пламени не понадобилось бы — сгорела б со стыда. Я развернулась и пошла искать другой вход. Я наконец-то усвоила, что туда, где молятся мужчины — женщинам вход запрещен.
Женский зал оказался в пристройке. Пришедших встречала женщина в тюрбане и красивом платье словами: «Ас саляму алейкум» — «здравствуйте». Женщину зовут Юлия, она отвечает за магазин в самой мечети. Ассортимент там самый разнообразный: от благовоний до мусульманских нарядов. Рядом с магазином объявление, что в отсутствие продавца, можно взять понравившийся товар и оставить деньги.

Юлия провела меня в комнату, где четыре женщины в платках разговаривали между собой. Выяснилось, что они из Таджикистана, в мечеть ходят каждую пятницу. После моего объяснения «о поисках духовного пути», они все повторяли «иншалла», что значит «да будет так, по воле Аллаха».
Комната для женщин в Красной мечети была чуть меньше чем в Белой, монитора для трансляций проповеди и молитвы не было. Иногда через микрофон мы слышали голос имама, женщины молились сами.

На самом деле, для женщин в Красной мечети выделен целый этаж в основном здании, но по пятницам в мечеть приходит столько мужчин, что ими занято почти все пространство.
Женщина для мужчины всегда соблазн, а мужчина приходит на намаз, чтобы обратиться к Аллаху, отвлекаться на мирское нельзя. Поэтому мы стараемся с ними не пересекаться и после окончания молитвы ждем пока все уйдут, и только потом выходим.
В течении получаса, в комнату приходили и другие мусульманки, разных возрастов и национальностей. Самой молодой на вид лет девять. Мне рассказали, что иногда на молитву приходят старушки, которым тяжело ходить и стоять, но они все равно совершают поясные поклоны.

В мечети я встретила двух девушек. Обе добровольно приняли ислам, их не заставляли ни родители, ни мужья. Одна ждала 18 лет, чтобы почувствовать дух вседозволенности. Но чем ближе было совершеннолетие, тем сильнее она понимала, что ей уже не хочется «уйти в отрыв».

Другая девушка — русская из православной семьи. Случайно попала на мусульманскую молитву. Потом поехала в Чечню, там приняла ислам и получила второе имя. После этой поездки она перестала ходить в коротких юбках и с непокрытой головой.

«В один миг, весь мой гардероб превратился в гардероб для мужа, которого мне непременно пошлет Аллах» — рассказала она.

Она ходит в салоны красоты, гуляет с подругами, сидит в социальных сетях как и все девушки. Однако, фотографии «секси» сменили цитаты из Корана и сэлфи в платке.

В общем, мусульманки показались мне приветливыми, я даже подумала, что приду в мечеть еще раз. Но когда к комнату зашла женщина с просьбой найти жену для своего сына, мне стало не по себе. Я улыбнулась женщине, но в голове осталась лишь одна мысль: «Бежать». Пока принять ислам я не готова.